dolcamango (dolcamango) wrote,
dolcamango
dolcamango

Диалог о непослушных детях. Чувство вины, влияние родителей и социума.

Как дошкольный педагог могу сказать, что дети очень хорошо отражают ситуацию в семье.
Непослушание - признак нехватки внимания.
Желание сделать детей послушными - попытка все контролировать и сделать Правильным.
Это лишь говорит о концепциях в голове родителей и невозможности дать детям то, что им действительно нужно - внимание и любовь.
А дети ни в чем не виноваты.
Не может быть такого, чтобы дети внезапно сошли с ума и пошли куролесить))
Проблема в родителях.


Собеседник:
Алиса, на них не только родители влияют. Гены, бессознательное, общество...
"дети ни в чем не виноваты" - нельзя так говорить. Они слушают и запоминают, и творят беспредел (я же ребёнок, я ни в чём не виноват!)
И где граница, где тот возраст, когда уже виноваты, а? Резко становятся виноваты в день 18-летия? А может и родители не виноваты ни в чём? Они ведь тоже чьи-то дети...


Алиса:
Дети не виноваты в непослушании. Непослушание - признак нехватки внимания.
Мне не нравится слово "виноватый". Это манипуляция чувством вины.

Дети могут совершать неправильные поступки. Неосознанно делать кому-то больно, например. Стукнуть со всех дури лопаткой по голове другому ребенку, потому что тот дурак и забирает игрушку.
Дети непосредственны в своем восприятии, они не знают, что можно, а что нельзя.
Если ребенок совершил плохой поступок (стукнуть лопаткой - это больно), нужно объяснить ему это, а не делать виноватым.
Чувство вины заставляет совершать "хорошие" поступки, только чтобы избежать стыда и раскаяния, а не из внутренних побуждений. А если человек (пусть даже маленький) осознает, что он делает и что чувствует другой, то он может сделать сознательный выбор и решить вопрос по-другому, без рукоприкладства.

Не надо думать, что дети маленькие и ничего не понимают. Не надо их недооценивать. Им надо все объяснять понятными словами.
Я двухлетней девочке даже о воздухе как о смеси газов рассказывала)) Она запомнила, что он состоит из азота, кислорода, углекислого газа.

Детям можно объяснить что угодно. Они могут себя неправильно вести, да, но стыдить их не надо.
Надо им рассказать, как сознательным людям, о поступках и их последствиях.
И не затыкать их эмоции, потому что это делает их бесчувственными. А потом во взрослом возрасте получается букет последствий от неумения выражать себя и свои чувства.

Детям нужны внимание и адекватность. Идеальным родителем стать невозможно (да и не надо), можно просто быть собой, любить своего ребенка и прислушиваться к нему, а не считать неразумной личинкой человека.


Собеседник:
Алиса, "Не надо думать, что дети маленькие и ничего не понимают"
А никто и не думает! Они как раз с очень ранних лет всё понимают и очень часто причиняют зло СОЗНАТЕЛЬНО. И у них всегда наготове отмазка: "я же маааленький, я ни в чём не виноват, я убил котёночка, но я же ребёночек)
Мне тоже не нравится слово "виноватый". Может вообще его не применять? Все мы чьи-то дети, никто ни в чём не виноват, красота!)
Так с какого возраста начинается ответственность за свои поступки? Когда ещё можно включать отмазку "этожеребёнок", а когда уже нельзя?


Алиса:
Ответственность - сразу)
Яжеребенок - это не отмазка. Онажемать (тоже чудесное) - не причина возмущаться.

Если убил котенка, то надо вести к психологу и выяснять причины агрессивного поведения.

Если просто стукнул лопаткой, то объясняем, почему так делать нельзя. Не понял - отвлекаем. А потом его тоже стукнут лопаткой, он разревется, и снова ему расскажем.
Так можно несколько раз повторять.

Самое главное, что наказание должно быть прямым продолжением последствий поступка. А не от балды "постой в угла два часа и подумай о своем поведении".
Девочка порезала платье - больше не сможет в нем ходить. Мальчик сломал чужую игрушку специально - не будет больше играть с чужими игрушками, пока не научится беречь собственность других людей. А если сломал не специально, то винить не надо. Можно извиниться перед хозяином и успокоить детей.

Иногда дети расширяют наши представления о возможном) Например, ребенок хочет нарисовать себе на руке кракозябру и пойти так на улицу. Почему нет? Пожалуйста)
Дети постоянно проверяют наши границы на прочность.
Есть адекватные запреты (например, не выбегать на дорогу), а есть неадекватные (будь приличным!).


Алиса:
Разберем вопрос влияния на ребенка.
Гены - это семейное.
Бессознательное - влияет на всех (оно же бес-сознательное, это общая информационная сфера)
Подсознательное - зависит от условий формирования личности (это тот объем информации, которое не успевает обработать сознание)
Общество - для маленького ребенка оно начинается с семьи, и только потом человек переносит в социум свои представления о мире и отношениях.

Ребенок в утробе матери полностью отождествляет себя с ней. Он является частью.
Потом приходит время родов, и дитя впервые чувствует себя одиноким.
Первое время для него мама - это Богиня, а папа - Бог (помощник Богини).
Из отношений с богами в семье и складывается модель отношений с обществом.

Ребенок копирует все - и вербальное, и невербальное. И если у родителей рассогласование того, что они говорят и делают, то у ребенка получается то же самое.
Дети - как губки, которые впитывают все.

Но при этом они являются Личностями изначально.
Таким образом, личность человека задана ему с рождения, а паттерны поведения определяются отношениями в семье.


Собеседник:
Алиса, если бы паттерны определялись только отношениями в семье... Но семья же не изолирована. Не живёт на необитаемом острове. Другие дети влияют ещё как! Другие взрослые. Телевизор, учителя...
А вообще, тебе как специалисту виднее, конечно.


Алиса:
Все это влияет, но в контексте влияния родителей.
Дети приносят из общества новые идеи, дома с родителями эти идеи проходят проверку на прочность и Соответствие.

Годам к 7 дети становятся наиболее "правильными" и послушными. Потом наступает период разрушения стереотипов, и лет с 14 человек уходит в разнос)

Больше всего Другие влияют на формирование ребенка именно в школьном возрасте. Лет с 7 до 21, примерно.
При этом у нас уже есть личность со своими моделями поведения в разных ситуациях, и мнение Других уже накладывается на это (а не ложится на чистый лист).

Если обстановка дома не удовлетворяет ребенка, то он попадает под чужое влияние.
Но это лишь из попытки бороться с тем, что есть.

Таким образом, ребенок все равно не выпадает из той дуальной системы, что задали ему родители, а пытается познать другую крайность.
Но продолжает играть в ту же игру, проигрывать тот же сценарий. Хоть и с другой стороны.

Именно поэтому часто люди лет в 30 обнаруживают себя полными копиями своих родителей.
Та же модель отношений, тот же образ жизни.
Либо полная противоположность. Попытка убежать от прошлого, при этом оно постоянно висит в голове.
То есть убежать-то не получилось. Ты все там же. В детстве. Взрослые - это большие обиженные дети.

А еще есть интересная ситуация, когда декларируемые ценности расходятся с проживаемыми.
Такие люди говорят, например: "Я никогда не буду похожа на свою мать!", но чем старше становятся, тем больше проявляется сходство.
Например, мама была тираном и пыталась всех насильственно осчастливить утрахиваем себя на низкооплачиваемой работе. Чтобы денег было больше. Дочке это не нравилось, и она решила никогда не быть такой. Она решила стать Специалистом. Стала инженером, и тоже стала утрахивать себя на работе "ради детей". А дети не получают любви и внимания, и тоже никогда не хотят стать такими.
Замкнутый круг. Хотя обстоятельства могут выглядеть каждый раз немного по-разному, но суть одна. Поэтому мы и имеем родовые сценарии. Это не проклятье, а просто способ клана жить, передается из поколения в поколение)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments